ГалереяАртклубСорока ЕленаБлог ➝ О моей концепции в проекте ”Красные Дыры” для Московской биеннале молодого искусства

Сорока Елена

(Москва)
Регистрация:
01/03/2016

О моей концепции в проекте ”Красные Дыры” для Московской биеннале молодого искусства


"Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!" – сказал классик, и, как любая мысль талантливого человека, она верна для самых разных сфер.

Искусство – часть нашей жизни, это не что-то статичное и незыблемое где-то в стороне, за стенами музея. И с одной стороны, искусство – это отражение нашей современности, с другой – это своеобразный паровоз, который тянет за собой в гору вереницу безликих вагонов и прокладывает путь для разнообразнейших аспектов этой современности, тем самым формируя ее. Поэтому искусство всегда развивается и куда-то движется, вместе с жизнью, вместе с историей. Художник должен двигаться тоже. Бежать со всех ног, чтобы хотя бы оставаться на месте.

В биологии есть закон, называемый основным биогенетическим, который гласит: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет формы, пройденные его предками или его видом (филогенез).

Биология наука материальная, но нас ничто не останавливает от того, чтобы распространить этот закон и на нематериальное – так мы можем говорить об индивидуальном онтогенезе художника. Художник, как часть всеобщей культуры, как наследник всего того культурного пласта, который накапливался веками, повторяет в своем персональном творческом развитии эволюцию искусства. В этом развитии можно выделить несколько этапов.

Первый – это подражание. Когда творчество художника оценивается по тому, насколько оно соответствует действительности, оригиналу. В современном искусстве техническое мастерство уже далеко не главный вопрос, но основная масса художников проходят проторенный коллегами-предшественниками академический путь.

Следующий этап – прагматический. От художника требуется радовать сердце и глаз или же приносить пользу. Художник всегда работает, держа в уме какого-то, пусть и абстрактного, зрителя. Того, на чей суд будет представлено его творчество, того, кто будет критиком. Даже если художник уверяет себя, что он творит исключительно ради собственного удовольствия, где-то в подкорке живет кто-то, чье мнение ценится и принимается во внимание. Мысленно прокручивается суждение такого критика, делаются прикидки, насколько критика будет благоприятной. Даже самые глубоко личные произведения создаются для некоего зрителя.

Третий этап экспрессивный. Зритель уже не важен, на первое место выдвигается личность художника, его чувства, его эмоции. Важны спонтанность и внутренние ощущения. Эмоциональный эксгибиционизм.

И очередной, современный, этап развития творческого выражения, это про "идею". Арт-объект важен сам по себе, это материализованная мысль, идея, концепция, эмоциональная сущность в отрыве от автора. При этом внешний мир, зрители и внутренний мир художника стараются не отсвечивать в произведении. Понятно, что эта объективность мнимая и сугубо гипотетическая. Человеку невозможно создать нечто, выходящее за рамки его субъективности. Так же, как и зрителю невозможно так воспринять.

Хочу уточнить, что эти этапы описывают не технические или стилевые моменты, а именно идеологические. Каждый из этих этапов мог длиться веками и включать в себя разнообразнейшие стили и техники. Но речь не о технике, речь об идее. Идея "подобия", идея "полезности", идея "самовыражения", идея "абстрактной мысли".

Каждый художник с момента своего "рождения" проходит указанные этапы последовательно – техника и похожесть (соответствие окружающей действительности) – полезность (красота, гармония, ублажение зрителя) – экспрессия (когда творится уже не для зрителя, а выражается что-то свое, вне желания понравиться, просто потому, что это именно самовыражение) – абстрактная идея (мысль, выраженная визуальными средствами, объективно воплощенная в арт-объекте). Художник может остановиться в своем развитии на любом их ранних этапов. И остановка будет деградацией. Может, это сильно сказано, и наталкивает на мысль, что деградация – это все, что пишется в старых традициях – натюрморты, пейзажи, портреты. Но это не так. Во-первых, это зависит от возможностей художника. Если он на этом достиг вершины своего потенциала – это прекрасно, что он его таки достиг. Во-вторых, и в этих жанрах возможна реализация идей, заложенных на последующих этапах. Поскольку новые этапы не отрицают предыдущие, а опираются на них для собственного толчка к развитию. А художник в отрыве от современного культурного контекста в любом случае выглядит странно.

Т.е. есть этапы и есть художник, который, как ребенок - сначала учится ходить, потом говорить, держать в руке ложку, вилку, писать и читать, кататься на велосипеде и даже водить машину. Если он остановится на каком-то начальном этапе, будет очевиден его нереализованный потенциал и социальная неполноценность. Но при этом он может вполне уверенно держать в руке ложку.

Вопрос индивидуального творческого становления - на каком эволюционном этапе находится художник? Насколько ему там даже не комфортно, а хотя бы "достаточно"? Теория "красных дыр" говорит о непрерывности процесса: мысль – намерение – действие. Если процесс останавливается на мысли или на намерении, образуются «красные дыры», через которые, как упущенные возможности, теряются энергия и время. Это влечет дальнейшее бездействие, лень и апатию. Избавляться от красных дыр нужно с помощью движения и действия.

Теория красных дыр о том, что последовательноть "мысль-намерение-действие" обязательно должна быть реализована до конца, реализована именно действием. Потенциал мысли, оформленный намерением и не реализованный действием – это утечка энергии, нереализованный потенциал и таки деградация. В условиях глобального современного этапа развития искусства уже есть мысль, и есть намерение. И в этом смысле для художника, как для находящегося в своем времени, не соответствовать этому времени, не догнать его, как минимум, - означает не реализовать мысли и намерение действием.

Какие перспективы видятся мне в текущем четвертом этапе? Еще столетие назад Кандинский писал о необходимости уходить от предметного искусства, выражая идею только через форму и цвет. Эти две сущности – форма и цвет – как неразрывно связанные, дают неисчислимые возможности выражения и восприятия для развитой души, способной чувствовать их вибрации. Поэтому я хочу творить посредством цвета. Его влияние таково, что для человека цветовое пятно всегда олицетворяет какое-то ощущение, воспоминание, эмоцию, переживание. Это переживание может быть как индивидуальным, глубоко интимным, так и всеобщим, глобальным, объединяющим в ощущениях всех зрителей.

Я вижу возможности углубления этого пути в абстрактном, беспредметном творчестве. "Выключение предметности из живописи ставит, естественно, очень большие требования – способности внутренне переживать чисто художественную форму. От зрителя требуется, стало быть, особое развитие в этом направлении, являющееся неизбежным. Понимание выращивает зрителя до точки зрения художника. Наша гармония основана главным образом на принципе контраста. Но наш контраст есть контраст внутренний, который стоит обособленно и исключает всякую помощь других гармонизирующих принципов. Сегодня они излишни и только мешают. Из определения нашей гармонии логически вытекает, что именно сегодня внутренняя необходимость нуждается в бесконечно большом арсенале возможностей выражения. Допустимые и недопустимые сопоставления, столкновение различных красок, заглушение одной краски другою, многих красок - одною, звучание одной краски из другой, уточнение красочного пятна, растворение односторонних и многосторонних красок, ограничение текущего красочного пятна гранью рисунка, переливание этого пятна через эту границу, слияние, четкое отграничение и т. д." (В.Кандинский).

Для художника такое действие – это развитие. Это пройти и перейти каждый из эволюционных этапов. Это воспитание в себе душевной восприимчивости и смелости в собственных переживаниях. Слово – уже сказано. Идея принята. Есть намерение. Дальше должно быть действие. Индивидуальное действие каждого в отдельности для собственной эволюции.

(c) Elena Soroka

 



Опубликовано: 03/06/2018 - 14:01 Биеннале, московская биеннале мо

КОММЕНТАРИИ: 2  

103.06.2018artflash

Мысль о динамичном движении очень близка)
Важность "успевать и опережать" подчеркнул Сильвиан Леви в своем выступлении на Арт форуме Синергии, аргументированно убедил, что без этого сегодня ничего не достичь...
Вы в тренде! Желаю успеха на биеннале!!!


205.06.2018toshrea

Спасибо!
Очень хотела попасть на Форум, но не сложилось. Буду изучать материалы в интернете.



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам.