ГалереяАртклубСорока ЕленаБлог ➝ О МОЕМ СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

Сорока Елена

(Москва)
Регистрация:
01/03/2016

О МОЕМ СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ


Вчера в киностудии "Мосфильм" записывали интервью для программы "Арт-Вести". Для меня это первый подобный опыт, признаюсь, я немного волновалась. О чем пойдет разговор, и какие вопросы мне будут задавать – я примерно знала заранее. И все несколько дней перед интервью в моей голове прокручивались мысли, идеи, концепции – о чем мне хотелось бы поговорить, что рассказать зрителям о себе. Конечно, заранее отрепетировать живое общение невозможно. Поэтому многое из того, что было обдумано заранее, в интервью просто не вошло. А я до сих пор продолжаю думать о том, что я сказала, что не сказала, что надо было сказать. Мыслей так много, не пропадать же им. Поэтому я решила доверить их своему блогу :-)
Первостепенный вопрос о моем творчестве, какие у него особенности? Могу сказать, что я не ограничиваю себя академической живописью. Как студент Суриковского института, я являюсь преемником традиций академической школы. Но в какой-то момент я поняла, что мне этого недостаточно. Этого просто мало. Ведь современное искусство открывает очень много возможностей. И когда осознаешь это - приходит настоящий восторг от того, что можно все. Вот просто ВСЁ! Все, что пришло в голову – все можно. Это в какой-то степени опьяняет. Хочется ж это ВСЁ все сразу попробовать, и проблемой уже становится именно как остановить себя и сосредоточиться на чем-то одном, в данное конкретное время. В какой-то момент я увлеклась орнаментами и древней арабской геометрией. Я могу долго рассказывать о том, как меня это прет, какая просто космическая гармония в геометрических построениях, какая затягивающая медитация – рисовать арабески. Я открыла для себя двухмерную живопись. И мне очень нравится сочетание плоской орнаментальной живописи с объемным пространством. И да, мне нравится экспериментировать с цветом, с цветовыми сочетаниями, с тем, какое впечатление цвет производит на зрителя, какие струны в его душе затрагивает, какие эмоции вызывает. Задача художника как раз вызывать эмоции, как-то управлять, менять состояние созерцающего. Современные художники сейчас одержимы идеей создать что-то принципиально новое, что-то, что еще никто не делал. Это действительно похоже на манию, потому что такое стремительное расширение дает количество, но не глубину. Идеи пролетают мимо со свистом, художники перескакивают через них, продолжая искать еще более новое, не углубляясь в уже найденное. Признаюсь, мне тоже свойственна эта одержимость. Но параллельно у меня маячит мысль, что надо где-то притормозить, чтобы не упустить из виду что-то важное. Я не просто так заинтересовалась древними орнаментами, мне кажется, что в интеграции с современными тенденциями – это благодатнейшая тема для экспериментов. И моя задача, или даже не задача, а возможность, как художника, привлечь внимание современного зрителя к уже существующему культурному слою. Показать, как много прекрасного уже существует, помочь оценить это прежде чем безудержно и бессмысленно бежать без оглядки куда-то, просто ради того, чтобы просто бежать.
Любое творчество – это всегда самовыражение. Что бы ни создавал художник, даже если он пытается соответствовать какому-то определенному стилю, на его творчестве всегда будет отпечаток его собственной личности. Это как отпечатки пальцев. Это уникально. Уникально подбором цветовой гаммы, динамикой мазков, экспрессией – во всем будет виден отпечаток личности творца. Каждый человек уникален, своим жизненным опытом, образованием, знаниями, манерой общения, харизмой, мечтами, желаниями, симпатиями, предпочтениями. И все это выливается в уникальный отпечаток его творчества. Насколько глубок сам художник – настолько будет глубоким его творчество. И мы говорим о новаторстве, когда на арену искусства выходит человек с совершенно уникальными личностными характеристиками. И новаторство художника именно в этой уникальности.
Даже серьезные коллекционеры собирают свою коллекцию не только исходя из инвестиционных бизнес-соображений. Это всегда что-то личное, на уровне ощущений. Недавно прочла исследование о том, как европейцы и наши соотечественники украшают предметами искусства свои дома. Так вот европейцы предпочитают менять картины в доме раз в несколько лет, т.е. покупая какую-то работу, они думают – как это прекрасно, вот это прям мое настроение сейчас, я хочу, это бы это было со мной каждый день. Наши же соотечественники подходят к этому гораздо серьезнее – картина покупается на всю жизнь, можно сказать. Т.е. наш человек смотрит на произведение искусства и понимает, вот это прям мое, это моя жизнь, мое дыхание, нам по пути, будем жить вместе. Все такие разные, но, главное, это эмоция, настроение, ассоциации, переживания, чувство сопричастности. Я вообще думаю, что именно ради этого чувства сопричастности прекрасному люди и покупают предметы искусства. Что-то такое заиграло, защемило в душе и хочется сохранить это ощущение. Поэтому, наверное, моя аудитория – это люди, смело переживающие свои эмоции, открытые и эмоциональные.
О том, что меня вдохновляет. Музыка?.. Я не могу сказать, что она именно вдохновляет меня. Она помогает работать. Если удается подобрать музыку, которая идеально соответствует твоему текущему эмоциональному состоянию, помогает как-то его зафиксировать, удержать – это очень удачно для работы. Иногда такую музыку даже перестаешь воспринимать на слух, она совпадает с твоим дыханием, ты ей просто дышишь, она часть тебя, она течет сквозь тебя. И такие вот моменты – это очень мощные моменты для творчества, да. Путешествия - вот это реально вдохновляет. Каждое путешествие – это выход из зоны комфорта, как сейчас любят говорить. Ты оказываешься в ситуации, где все непредсказуемо, где у тебя нет поведенческих шаблонов и домашних заготовок. И это момент перезагрузки и обновления. Начинаешь лучше понимать себя, свое место в этом мире. И это новое чувство самого себя – это просто мощнейший источник вдохновения.
Я уже упоминала, что меня привлекает сакральная арабская геометрия. Она и по сей день остается строго канонической, а потому доступной и ценимой очень ограниченным и даже замкнутым сообществом людей. Но если обратить взор современного искусства в эту сторону, то всю эту прекрасную гармонию можно сделать доступной более широкому кругу ценителей. И мысль об этом тоже очень даже вдохновляет :-)
Я думаю, нужно верить в себя, любить себя и быть самим собой. Когда я говорила о новаторстве, я говорила, что каждое произведение искусства – это слепок с личности его творца. В этом и есть настоящесть. Если художник отрекается от своего внутреннего наполнения и старается следовать моде и трендам, он теряет свою уникальность. Ну т.е. его индивидуальность все равно будет просвечивать в работе, но это будет очень вымученный свет. Он будет вызывать ощущение ненатуральности, неискренности. Современное искусство сейчас приобрело черты эксгибиционизма. Многие художники стремятся показать нам "смотри, как я могу". Не "смотри, какой я", а именно "как могу". Это надуманно, поверхностно и неискренне. Это не любовь к себе, это самолюбование и призыв публики к этому любованию. И взаимный интерес публики к такому искусству вызван не его глубиной, а именно желанием подглядеть, кто как "может", чтобы "смочь" самим еще как-нибудь.
Я совершенно уверена в том, что картина – это живая сущность, вызванная к жизни актом творчества. Некоторые работы сами себя создают, словно за руку ведя художника, настойчиво подсказывают ему, куда надо двигаться. Случалось так, что конечный результат ну прям очень сильно отличался от первоначальной задумки, и все время работы я ощущала вот этот настойчивый зов, заставляющий меня на ходу менять всю задуманную концепцию.
В процессе работы очень много энергии вкладывается. Это и творческие какие-то терзания, и сомнения, и страхи, и восторг, и радость, когда что-то получается. Все это впитывается полотном, накапливается. И когда работа завершена – она начинает благодарно отдавать тебе вложенное в нее, поддерживает и подпитывает уже собственной энергетикой самостоятельной независимой сущности. Это мое собственное ощущение от моих работ. Думаю, зритель с эмпатией тоже сможет это почувствовать. Это как с любым человеком, ты на него открываешься, ты что-то ему даешь, какую-то частичку себя, что-то доброе и теплое. И это возвращается к тебе, отраженное и усиленное. Так работают позитивные эмоции, любовь, отданная другим людям. Здесь не работает закон сохранения энергии. Ты получаешь больше, чем отдаешь. Вселенная щедра на любовь.

Елена Сорока ©
.
.
.
#ЕленаСорока #ElenaSoroka #ElenaSorokaArt #ЕленаСорокаАрт #Soroka_woman #contemporaryart



Опубликовано: 24/03/2018 - 14:52

КОММЕНТАРИИ: 0  


Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам.